Головна
Готелі України Блог Гостьова книга
/ Донецька область / Соледар / Рассказ об экскурсии в Соледар

Рассказ об экскурсии в Соледар

Полгода я мечтала побывать в соляных пещерах Соледара. Только и делала, что мечтала, потому как добираться своим ходом из Харькова в Соледар очень неудобно и проблематично. Но мечты имеют свойство сбываться. И вот этот день настал. Хотя… Сначала, наверное, немножко официоза.

Что же за город такой – Соледар? Откуда он взялся и где он находится?

Вот о чем мне поведал Интернет:
Соледар находится в двух часах езды рейсовым автобусом от Донецка. Площадь: 11,6 км?. Население 12,7 тыс.чел. чел. (в 2006 г.) От Соледара до Киева: по ж/д 699 км, по автодорогам – 755 км.

И немножко истории:
В последнюю четверть XIX века, когда в районе реки Бахмутки (приток Северского Донца) начали добывать соль, вокруг соляных промыслов возникла деревня Брянцевка. Для перевозки соли и других грузов пришлось построить железнодорожную станцию «Соль», станцию «Деконская» и депо станции «Соль».
С 1926 года рабочий поселок носил революционное имя Карла Либкнехта, а в 1965 году получил статус города Карло-Либкнехтовска (жуть какая!!!)
Город Карло-Либкнехтовск в июле 1991 года был переименован в Соледар. И слава Богу!

Теперь, собственно, перехожу к рассказу о нашем путешествии.
Я собрала команду из 17 человек, арендовала микроавтобус, и мы отправились в долгий путь из Харькова в Соледар.

А дело было 28 января 2007 года, и в Украину (наконец-то) пришла зима. Снег валил такой, что водитель сбился с пути. И когда мы, наконец, приехали в Соледар, то нам показалось, что там все вымерли, дорогу спросить было не у кого, указателей нет. Ни людей, ни машин, ничего, одним словом. Мы уже начали переживать, когда стояли на дороге минут десять в надежде хоть кого-нибудь встретить. И вдруг едет автомобиль. Это было настолько неожиданно. Слава Богу, нам подсказали нужную дорогу.

Вот, наконец, показались металлические конструкции шахты. Но к ним, как по серпантину в горах, мы подъезжали ещё минут двадцать, а казалось бы – рукой подать.

Сначала наш автобус подъехал к административному корпусу ГПО «Артёмсоль», и там я, как руководитель группы, направилась к координатору экскурсий, заключила с ними договор, получила наряд в шахту, экскурсионные билеты и пачку фирменных календариков (бесплатно).

После этого автобус направился к шахте. Группу встретил экскурсовод в снаряжении (халат и защитный шлем), который повёл нас в надшахтное здание (очень чистое, всё просто вылизано). Мы прошли КПП, а потом направились в так называемую раздевалку, в которой очень аккуратно были разложены на столе защитные каски, а на вешалках висели халаты. Нужно было снять верхнюю одежду, головные уборы и вооружиться всем защитным снаряжением. Сразу же я нашла в кармане халата кусочек кристаллической соли и похвасталась. Все стали шарить по своим карманам. На что экскурсовод шутливо заметил: «Вы их сейчас столько наберёте!» Когда мы полностью экипировались, то долго друг с друга смеялись, показывая то на шлемы, то на халаты.

Итак, группа готова! В путь!

Идём! Скрипя, отворяется большая железная дверь шахтёрского лифта. В лифт помещается 20 человек, хотя говорят, что больше, но нам и так было тесно. Заходим в лифт –стрёмно! Дух захватывает! Сейчас нас опустят под землю на глубину 300 метров. Экскурсовод предупреждает: «Сейчас будет закладывать уши, глотните». Все глотнули и полетели. Опустились за 2 минуты! Вот это скорость!

И вот оно – царство Соляной королевы! Первым кто нас встретил в тоннеле – шахтёр из соли и надпись «125 лет».

Шахта уже не действующая. Но за её стенами всё также активно продолжают добывать соль. Когда-то 280 млн. лет назад это было Пермское море, теперь вот мы ходим по его дну. Температура под землёй + 14С.

Сразу же мы узнали от экскурсовода о грандиозном событии, которое уже третий год подряд происходит в соляной пещере – Международный фестиваль симфонической музыки. На протяжении двух часов соледарская шахта номер 41 заполнялась музыкой! Инициатор и организатор этого фантастического действа – Посольство Австрии в Украине (при поддержке Президента Украины). О звучании оркестра в соляной шахте говорят: «Ноты взлетают к сводам пещеры, а затем медленно, как облако, опускаются».

Короче, ребята, это потрясающе! В мире есть всего 2-3 театра, которые могут соперничать с акустикой артемовских соляных шахт. Кстати, участники и гости фестиваля могут насладиться не только классической музыкой, но и отведать национальные австрийские блюда. Билетик на это мероприятие стоит «всего-то» от 120 до 150 долларов. В проекте участвуют Австрия, Турция, Германия. Сюда приезжали олигархи, политики (говорят, даже Янукович спускался в шахту). Во время проведения фестиваля соляные коридоры украшены картинами.
Да, мы можем себе только представить всё это! Нам стало интересно, а не рухнет ли как-нибудь пещера во время концерта от мощности звука? Но экскурсовод нас успокоил: стены здесь настолько плотные, что нужно взорвать бомбу, чтоб они упали. Вопросы сыпались разные, например: «А если таки завалится, как выбираться?». Экскурсовод спокойно заявил, что есть у них потайная лестница наружу, а подниматься по ней... как десять девятиэтажных домов.

Идём дальше. Табличка «Спелеосанаторий», а мы проходим мимо. На мой вопрос: «А мы разве не посмотрим санаторий?», экскурсовод ответил категоричным «нет»: «Это уже не наша епархия, санаторий выкупил часть пещер». Мы сникли, конечно. Так хотелось взглянуть на санаторий!

Но дальше нас ждали не менее интересные вещи. Вот рельефное панно на стене, на котором изображён гном с киркой в руке. А вот пальма из соли! Высокая, метров пять, вся в подсветке, очень красивая! Кстати, всё, что мы здесь увидели, дело рук местных умельцев, которые в свободное от работы время творят такие чудные вещи. Здесь же мы увидели рекламные экспозиции «Артёмсоли», эдакие закуточки, где красиво были уложены пачки соли, всевозможные упаковки, в которых экспортируется соль. Тут же стенд с отверстиями для голов, чтоб можно было сфотографироваться в образе мультяшных казаков, которые едут продавать соль. Хочется отметить, что артёмовская соль считается одной из лучших в мире, качественной и экологически чистой. Каменная соль не просто так названа "каменной". Стены по прочности не уступают камню, и, бродя под овальными сводами, не сразу понимаешь, что это соляные пласты. Вот на постаменте стоит огромный соляной кристалл. Экскурсовод поднёс к нему фонарик, и камень заиграл искрами.

Воздух здесь сухой, прохладный и солёный. Губы солёные. Смешно было наблюдать, как участники группы тайком подходили к стене, чтоб лизнуть её. Признаюсь, я тоже в этом поучаствовала.

Пока все вникали в рассказы о добыче соли, я ускользнула в сторону санатория, мысль о котором никак не оставляла меня. Чем дальше я шла, тем меньше становилось света, тишина – невероятная, только соль под ногами, как снег, похрустывает. До санатория я так и не дошла, и вам не советую без экскурсовода куда-то ходить!

После осмотра всех диковинок мы наконец добрались до главной точки маршрута – камера № 41 бис, самое популярное место в шахте. Вход охраняют два стражника – гнома. Деревянная дверь открывается. «Вау!!!» Тоннель поражает своими размерами: высота потолка 30 метров, ширина тоннеля 14 метров, а длина – почти километр! В центре стоит огромная ёлка и вся светится огнями (первая в мире подземная новогодняя елка в этом году организована для детей и взрослых спелеосанаторием, здесь был утренник, и соляные балконы над дверью до сих пор увешанные сосновыми ветками). На кармане балконов вытесаны узорчатые круги (фото слева). Это работа комбайна, который добывает соль. Машина делает такую красоту! В зале звучат знакомые классические мелодии, сопровождающиеся звуками живой природы, которые таинственным эхом разносятся по тоннелю. Освещение – приглушённое. Ощущения завораживающие, будто ты находишься в космосе (правда). Пробыв двадцать минут в тоннеле, я поняла, что не хочу отсюда уходить. Мне хотелось подольше насладиться этим невероятным приятным спокойствием. Оказалось, у всех были такие ощущения, а моя сестра заметила, что этот зал – кабинет релаксации.

Кстати, еще одна интересная подробность. В декабре 2003 г. в этом зале был зафиксирован рекорд, занесенный в книгу рекордов Гиннеса как первое подземное воздухоплавание на воздушном шаре типа «хоппер»!

Здесь почти завершалось наше подземное путешествие. Почему «почти»? Потому что на обратном пути я уговорила экскурсовода таки заглянуть в спелеосанаторий. Он взял с нас слово, что это будет мигом. Ура!!! Мы рванули. Когда в тоннеле закончился свет, мы растерялись. Что делать? Но тут нам, слава Богу, включили свет, и мы поспешила в недра пещеры. Большие резные ворота открывали вход в санаторий. Длинный коридор, а в нем прорублены соляные палаты (скорее, пещерки), входы в которые завешаны ширмами. Еще в санатории есть бильярд, кафе-бар, игровые комнаты. Короче, полный набор, необходимый в жизни астматику и аллергику. Сам санаторий ещё в процессе ремонта. Открытие – 10 февраля. Надо будет как-нибудь отдохнуть там.

Конечно же, как и предсказывал экскурсовод, мы набрали полные руки соли: кто по камешку, а кто по три кило. На память.

После соляных шахт мы решили убить второго зайца и посетить Артемовский завод шампанских вин. Артёмовск находиться в 20 минутах езды от Соледара. На заводе организовывают экскурсии с дегустацией (люблю такие экскурсии, стоят они 30 грн., продолжительность – 2 часа, заказ по тел. (062) 7-48-00-73. Но вот незадача – они организовываются только в будние дни (запомните), а мы были в выходной.
Но ничего страшного. Мы поехали в кафе от завода, которое называется романтически так – «Валерия», и надегустировались знаменитого шампанского по цене производителя. Местечко – приличное, посидели неплохо. И главное, недорого. Официанты умоляли нас приезжать почаще. Приедем обязательно.

Надеюсь, что заинтересовала вас свом рассказом. Для того, чтобы вам легче было организовать свою поездку в Соледар, даю координаты «Артемсоли»:

Донецкая обл., г. Соледар, ул. Чкалова, 1а, тел. (06274) 425-38; 425-11, 8 (062) 33-23-854.
Экскурсии в соляные пещеры проводятся ежедневно с 10:00 до 16:00 (три раза в день по два часа, в 10:00 в 12:00, и в 14:00). Выходные дни – понедельник, вторник и государственные праздники.
Максимальное количество человек в группе – 20.
Стоимость экскурсии, если в группе от 10 до 20 чел. – по 25 грн. с каждого.
Если до 10 чел. в группе – 250 грн.
Маршрут по шахте около 700 метров, включая обратную дорогу.
Продолжительность экскурсии 1,5 час.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ:
Не допускаются:
-дети до 18 лет,
-беременные,
-гипертоники,
-люди с синдромом клаустрофобии (а если у Вас его нет, то появится – шутка).
Перед экскурсией не употреблять спиртное.

Если вы собрали команду готовую ехать, звоните в Соледар, в ГПО «Артёмсоль» и закажите свою экскурсию по тел. (062)7-44-071, чтобы вас ждали. Определите руководителя группы, человека который будет решать организационные вопросы (сбор денег, тел.переговоры, заключения договора, получение билетов). И ВПЕРЕД!!!